Аз, буки, веди...

На этой странице мы расскажем Вам о происходящих событиях в музее в 2010-2011 гг.

Приятного просмотра! 

Спасибо нашим  соседям...

 

Октябрь и ноябрь 2010 года в музее силами ООО «Мегаснаб» продолжается ремонт. Устанавливаются новые полипропиленовые трубы и биметаллические радиаторы отопления. Меняется вся электропроводка. Ставятся современные безопасные розетки.Казалось бы, вся просветительная работа должна прекратиться. Выход помогли найти соседи – педагоги Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона. История наших отношений с этим учебным заведением началась в середине 90-ых гг. прошлого столетия и во многом связана с именем учителя, кавалера двух орденов Ленина А.Н. Тепляшиной и её учениками, сегодня уже убелёнными сединами и  умудрёнными жизненным опытом.

 

  

 Небольшой музей далеко не ординарного учебного заведения г. Кирова  рассказывает о Вятской Мариинской женской гимназии, хранителем традиций истории которой стало. Знакомство с экспозицией – это повод для педагогической дискуссии о женском образовании XІX и XXІ века. Непременный интерес у экскурсантов вызывает  и учебный процесс,  жизнь в целом Вятской православной сегодня.

Мы благодарны директору Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Мошкиной Елене Николаевне и учителю истории Пешкиной Светлане Викторовне, и её юным воспитанникам за понимание и участие.

Так, экспозиция школьного музея, продолженная  памятниками архитектуры, связанными  с историей досоветской школы, сохранившимися на улице Московской, стали новой экскурсионной площадкой музея истории народного образования.

 Новые поступления в фонды музея

(коллекция фотографий из семейного архива

Н.И. Ворсеговой (Загайновой)

 

Фонды нашего музея пополнились новой коллекцией фотографий из семейного архива ветерана труда, педагога и методиста с большим стажем - Нины Ивановны Ворсеговой (Загайновой). 

После окончания в 1951 году Кировского педагогического института, факультета физики она работала в школах г. Омутнинска и г. Кирова, п. Нагорска, была  инспектором ОБЛОНО, преподавателем института железнодорожного транспорта и директором подготовительных курсов в Политехническом институте.

Помимо учебных занятий, Нина Ивановна вела кружки. Её любители   физики и киномеханики делали самодельные приборы,  в кинотеатре «Победа» показывали фильмы из школьной фильмотеки, сами создали школьный кинотеатр. Особо памятным в ее педагогической практике стал класс мальчишек школы № 48 г. Кирова, директором которой был Юрий Ильич Синцов. Нина Ивановна преподавала  физику, электротехнику, астрономию, а Юрий Ильич литературу. Мальчишки любя называли Нину Ивановну «мамой», а Юрия Ильича «папой». Спустя некоторое время при личной встрече с Ниной Ивановной Юрий Ильич, будучи директором уже  школы № 22, проронил такую фразу: «До чего хорош был этот класс (мальчишек), таких учеников больше не будет…».   

Переданная Ниной Ивановной коллекция фотографий для нашего музея – это прекрасная иллюстрация в книге истории Кировской школы - 40-70-ых годов ушедшего столетия. 

  

"Игрушек новогоднее мерцание..."

 

Чуть более века тому назад в стенах нашего старинного особняка было училище для мальчишек (Вятское городское четырехклассное училище). Звучали веселые детские голоса, строгие реплики учителей, топот сбегающей то вниз, то вверх, оголделой толпы мальчуганов, по парадной лестнице, звенел звонок... В рождественские каникулы устраивались литературно-музыкальные вечера. Большой рекреационный зал декорировался зеленью, созывали ребятню, родителей учеников. Мальчишки читали басни, стихи, звучал хор, оркестр, все это сопровождалось щедрым угощением, дарением подарков. Эту традицию мы бережно храним напротяжении уже многих лет. Ежегодно, в канун новогодних и рождественских праздников, музей истории народного образования открывает двери для всех желающих увидеть уникальную выставку новогодних игрушек и окунуться в праздничную атмосферу прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек. В фондах нашего музея хранятся игрушки не только военных, после военных лет, но и те, которыми украшали красавицу елку до революции (1917 г.). 

 "Слово о моих учителях..."


 

 

Так называлась традиционная встреча в музее тепляшинцев – учеников Аполлинарии Николаевны Тепляшиной 19 декабря. Горела свеча памяти у портрета учительницы. Звучал «Учительский вальс» под акомпанимент старинного фортепиано. Был стол с чаем и булочками. И звучали рассказы – воспоминания о тех педагогах, которые в судьбе участников встречи оставили глубокий след после того, как они закончили начальную школу: М.А.Лущикова и М.Н.Огнёва, Н.А.Воскресенская, Л.М.Болванович, М.В.Светлакова, Г.Е.Попов, К.А.Быкова, Н.А.Талантова, М.Ф.Еремин… И само по себе родилось желание – создать «Библиотеку учител» и каждому посвятить отдельное издание. И ещё  – пора передавать традиции тепляшинцев молодым, вовлекая в ряды общества учителей – лауреатов премии А.Н. Тепляшиной.

  «… выпускники краеведческого»

 

23 января 2011г. в музее истории народного образования прошло мероприятие, которое его участники назвали: «Встреча “выпускников” краеведческого музея».  Аудиторией его стали представители музейной интеллигенции города и учащиеся муниципального автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 48» . А вернее та их часть, которая составляет детский хоровой коллектив «Лада», сегодня с гордостью носящий звание образцового.  Это было далеко неординарное событие. Юные артисты встретились с творцами современного краеведения. Среди участников представительного форума археологи, этнографы, историки, хранители уникальных музейных коллекций, создатели музейных экспозиций, библиографы, архивисты, писатели, искусствоведы, художники, педагоги средней и высшей школы, музыкальные работники. Многие лица знакомы учащимся. Они видели их портреты на страницах краеведческих изданий, их фамилии уже сегодня вписаны в историю культуры нашего края. Название  столь представительного форума вятской интеллигенции родилось по ходу самой встречи. Да, все прошли школу старейшего в области музея, выросли в нём, как специалисты, сформировались как успешные в своей профессии люди.  Но в какой сфере культуры они  в последствии не оказались, багаж знаний, эмоций, отношений, полученный там, всегда помогал в личностном и профессиональном росте.  О музее, которому в этом году исполнится 145 лет, говорили тепло и с благодарностью. Естественно, что подобные собрания всегда рождают что-то новое. Собравшиеся поддержали идею создания комитета ветеранов музейного дела. Здесь же была избрана инициативная группа. Юным также было, что сказать. Настоящим подарком стал их концерт (руководитель хора – Воробьёва С.С., концертмейстер – Нагдиман Н.С.). Программа, которая называлась «Рождество – время любить», включала русскую духовую музыку, произведения европейской хоровой классики, современные отечественные и зарубежные песни для детей на тему Рождества. Удивило и порадовало, что все произведения зарубежной музыки  исполнялись на языке подлинника. В ходе праздника сложилась необычная атмосфера. Прекрасная акустика, сохранившаяся в стенах бывшего купеческого дома, слаженность и звучность голосов юных, всё способствовало формированию духовной общности взрослых и детей.  

 "Преображай Россию вместе с нами!"

Именно так звучит призыв общероссийской благотворительной организации «ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ», взявшей на свои плечи не легкий труд – помощь людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации и не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы. Помимо специальных мер,  направленных на устранение недугов у своих подопечных,  программа организации включает большое количество культурно-массовых мероприятий, в числе  которых посещение  нашего музея. Отзывчивая, благодарная, открытая к общению публика внимательно слушала экскурсовода – заведующую музеем истории народного образования Головизнину Наталью Леонидовну.

В конце экскурсии один из её участников (Кузнецов Андрей) передал в дар музею  ценный предмет – монету 1842 года.

Закрытие краеведческого марафона 

 

10 марта 2011 года в музее истории народного образования прошло закрытие IX городского краеведческого марафона школьников, который проводил Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Кирова. В марафоне принимали участие 33 (42) человека из 19 (23) школ и других образовательных учреждений г. Кирова.

Марафон – это интеллектуальный конкурс учащихся, которые интересуются историей, культурой, природой родного края.  Поэтому не случайно, что на протяжении последних лет данное мероприятие проходит в стенах старинного особняка, известного в городе , как дом со львами. Помимо состязательной части марафон традиционно включает встречи с вятскими писателями и краеведами, творческими детскими коллективами города. Всегда торжественен  заключительный акт признания победителей учащихся и их педагогов-наставников.

 "Неделя образования в Кировской области" в музее 

Интеллектуальная игра «Дебаты – 2011» 

    

17 марта 2011 в музее истории народного образования прошел один из раундов интеллектуальной игры «Дебаты – 2011», в котором участвовали команды из ГОУ «Лицей естественных наук города Кирова» и детско-молодежного клуба «Эврика» МОУ ДОД «Станция юных техников города Кирова». Участники обеих команд обсуждали проблемы раздельного обучения мальчиков и девочек. Отстаивая свою точку зрения, ребята ссылались на аргументы современных педагогов, ученых, раскрывали исторические аспекты вопроса, в доказательство приводили экспериментальные данные.

Команда КЛЕНа играла в роли «Отрицания»: «…раздельное обучение затрудняет формирование у детей коммуникативных навыков, необходимых мужчинам и женщинам для успешной совместной деятельности во всех сферах жизни»,  «..у девочек лучше проявляется женственность, а у мальчиков – качества мужчин»,  « … в женском коллективе девочка может позволить себе без стеснения поправить платье или подтянуть колготки, тем самым, становясь не восприимчива к негласным социальным табу».

Команда клуба «Эврика» занимала позицию «Утверждения» и рассматривала вопрос с точки зрения физиологического и психологического развития обоих полов: «…мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия», «… девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. При совместном обучении мальчики подражают девочкам…».

В конце игры перед ребятами выступила Земфира Андреевна Кущенко, представительница той самой плеяды девочек, получивших возможность обучаться отдельно от мальчиков в 50-е г.г. XX века.  О чём она  увлекательно и красочно рассказала участникам дебатов.

Следующий раунд обе команды проведут в МФЮА и будут бороться уже за призовые места. Желаем им удачи!

Четвёртые областные Родительские чтения


На протяжении последних лет музей является активным членом  лаборатории Гуманной педагогики, входит в состав Кировского отделения Международного общественного движения «Родительская забота». Этим определилось его участие в «Родительских чтениях», которые проходили 20 марта в МОАУ «Гимназия имени А. Грина».

Музей сегодня является проводником в практику современной школы проектно-исследовательской технологии.  Этим объясняется организация в рамках чтений тренинга для родителей и педагогов «Первые шаги в науку».

Участники тренинга оказались в роли юного исследователя, постигающего профессию учёного. Им предстояло самостоятельно изучить неизвестный предмет, не имея под рукой ни справочной литературы, ни Интернет.  Даётся только «инструмент» - теория научного познания мира. Неожиданность ситуации, занимательность, возможность собственного открытия «здесь и сейчас»  явно пришлись по душе участникам тренинга. Одновременно родилось понимание того, что для грамотного сопровождения ребёнка в поле проектно-исследовательской деятельности мамам и папам необходимо также постигать азы новой педагогической технологии.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования»

 

28 марта в актовом зале музея собрались представители педагогического сообщества г.Кирова и области. В поле их внимания оказались проблемы, которые сегодня особо волнуют учительство. В их числе   взаимосвязь детства  с той демографической ситуацией, которая сложилась сегодня в Кировской области и  основные направления воспитательной деятельности образовательных учреждений в данном плане.

Доминантной же стала тема, связанная с инновационной деятельностью учреждений общего и дополнительного образования. При этом обсуждалось не только содержание новых педагогических технологий, но и государственно-общественное партнёрство в продвижении инновационных идей, инновационного  продукта, подготовки педагога к новому виду деятельности.

Участники форума не только указывали на проблемы, но и вскрывали их исторические и социальные корни, высказывали тревогу по поводу возможных негативных их последствий для будущего страны.

 В зале сложилась обстановка взаимопонимания. Конференция - это возможность сказать и быть услышанным, выразить своё видение проблемы, обсудить варианты решения, апробированные практикой на местах.

 Элементами новизны, собственными находками были пронизаны выступления педагогов, что явно просматривалось в их стремлении формирования ключевых компетенций и развитии творческих способностей на уроках и внеклассной работе, поиске критериев оценки знаний и умений обучающихся в ходе изучения дисциплин творческого цикла, использовании исторических традиций в процессе формирования духовно-нравственных качеств личности, реализации здоровьесберегающих технологий, освоении новых интерактивных технических и мультимедиа средств.

Музей презентовал уважаемой аудитории экскурсию с видео сопровождением «День открытых дверей в Вятском городском четырехклассном училище». Это был исторический экскурс в историю старейшего учебного заведения г. Вятки, во многом перекликающийся с проблемами современной школы.

«…чтобы в будущем учение не превратилось в настоящее "мучение"» 

  

Мы – это педагоги Областного музея истории народного образования и учитель начальных классов школы п.Садаковский Пасынкова Надежда Павловна  решили совершить с будущими первоклассниками  путешествие в школу прошлого и будущего.

 Только музей обладает такой уникальной возможностью перемещения во времени. И так, мы с будущими первоклассниками в актовом зале Вятского  городского  четырехклассного училища, которое располагалось в нашем здании более 130 лет назад. Чему здесь обучали и как? Чем заполнены были перемены? Что такое вакации? И многое другое малыши постигали в ходе увлекательного экскурсионного путешествия.

С школой будущего малышам было труднее, но, самостоятельно раскрыв тайну  музейной реликвии в ходе интеллектуальной игры «Я – исследователь. Я  – учёный», они и их родители поняли, что за школьной партой будущим ученикам  предстоит не получать знания в готовой форме, а стать исследователями, учиться самостоятельно добывать знания. Малыши с удовольствием делали свои первые открытия и «маленькие шажочки» в удивительный мир науки.

В конце всех ждал приятный сюрприз – встреча с  любимыми героями мультфильма «Биография зонтика» из любимого ими сериала «Смешарики» (художественный руководитель А. Прохоров). Всем стало ясно, что у каждого предмета есть собственная история. Прочитать её можно только путём собственного исследования. Благодарностью за путешествие в школу будущего и прошлого была радость детей и искорки живой радости в  глазах за признание первого их успеха на пути самостоятельного открытия.

Почётные гости музея

 

25 апреля гостями музея стали члены клуба ветеранов педагогического труда, только что созданного при  МОУ ДОД СЮТур г. Слободского.

Многие из педагогов проработали в школах №5, №7, № 9, № 10, №14 по 40 лет. Но были и такие, чьих школ на карте города Слободского уже нет. Станция юных туристов выступила с инициативой объединения педагогов под своей крышей, на базе музея, посвящённого истории образования района.  Первым в программе организации досуговой деятельности ветеранов педагогического труда стал наш музей, где они получили возможность совершить исторический экскурс в  Высшее городское четырёхклассное училище, пройти по залам музея, услышать звуки старого пианино и чудесный голос профессиональной певицы Метелёвой Екатерины Андреевны.

А в книге отзывов музея появилась теплая запись: «Спасибо за интересный рассказ, за память, которую сотрудники музея с такой любовью передают экскурсантам!»  

70-ти летию  начала Великой Отечественной войны посвящается…

В программе музейных мероприятий реконструированная выставка «Школьная тетрадь». В течение года выставка экспонировалась в школах Лебяжского и Мурашинского районов.

Сегодня все желающие встретиться со школьной партой, книгами, учебниками, игрушками, письмами, рисунками, фотографиями, продуктовыми карточками, предметами быта военной поры могут сделать это, побывав на этой выставке.

Экскурсионный текст написан с помощью  «тепляшинцев», учеников А.Н. Тепляшиной, учительницы начальной школы, кавалера двух орденов Ленина.

Накануне Дня Победы актив «тепляшинцев» обсудил «домашнее» задание на лето. Оно называется «Ребята с нашего двора…». Это будет материал для следующего экспозиционного рассказа о военном и послевоенном детстве, о счастливых 50-ых…

Свидетелем военного лихолетья стала, хранящаяся в фондах музея самодельная школьная тетрадь ученицы 1 класса школы № 9 г. Кирова Оксаны Бугаевой. Она задала тему интеллектуальной игры, участником которой можно стать, побывав в майские дни в нашем музее.

«Поисково-исследовательская деятельность как основа самореализации учащихся через систему краеведческой работы»

Семинар «Поисково-исследовательская деятельность как основа самореализации учащихся через систему краеведческой работы» в МКОУ ООШ д. Малый Конып Кирово-Чепецкого района для  заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и учителей географии и краеведения школ Кирово-Чепецкого района  стал заключительным мероприятием экспериментальной программы  музея, которая осуществлялась на базе Поломской и М. Коныпской школ Кирово-Чепецкого района. В течение двух лет педагогические коллективы школ, под руководством и активном участии своих директоров Стефаненковой С.А. и Олиной Л.В.,  овладевали теорией проектно-исследовательской деятельности. Практической составляющей курса, педагогической рефлексией  стала программа «Первые шаги в науку» с серией публичных  уроков для родителей и учащихся начальной школы и среднего звена «Я - учёный» и конференцией исследовательских работ для обучающихся в 8-9 классах. Педагогическое  сообщество семинара  в оценке результатов проделанной работы было единодушно: проектно-исследовательская деятельность, как установлено в процессе опытно-экспериментальной работы данных школ, является сегодня наиболее эффективным механизмом развития образовательных учреждений.  

 «От рядового солдата до профессора»

12 сентября группа студентов исторического факультета Вятского государственного гуманитарного университета под руководством кандидата педагогических наук Головизниной Натальи Леонидовны встретились с Евгением Степановичем Каниным -  профессором математики, автором множества книг на русском и  8 языках мира, в том числе таких известных как «Математическая шкатулка», участником Великой Отечественной войны, майором в отставке и его женой – Е. М. Каниной, тоже математиком, геометром. Евгения Михайловна одновременно является той единственной, кто посвящен в тайны рождения творческой мысли мужа.

Участникам встречи представилась уникальная возможность прикоснуться к миру большой науки, посетив кабинет-мастерскую ученого, « кухню» исследований по методике преподавания математики, а так же встретиться лицом к лицу с носителями истории ХХ века, получить достоверную информацию о наиболее трагичных и переломных его моментах.

Проект "Педагогические династии Вятского края"  в музее 

 Старт презентаций «Педагогические династии Вятского края» 

 

 

29 октября, в канун Дня Учителя, музей стал площадкой первой презентации в проекте комплексного научно-педагогического исследования: "Педагогические династии Вятского края". В зале наряду с организаторами проекта, педагогами, студентами, членами семьи и друзьями презентующейся династии математическая элита - представители Кировской научно-методической школы математиков. И это не случайно: первая династия – Каниных – Решетниковых - математическая. Канин Евгений Степанович кандидат педагогических наук, профессор.  Автор 30 книг, 8 брошюр, 106 статей. Работы изданы на 8 языках мира. Методист. Разработчик методик обучения алгебре и началам анализа в средней школе. Его супруга Канина (Решетникова) Евгения Михайловна – учитель математики и физики. Автор 12 научных статей, соавтор книги «Упражнения по началам математического анализа в 9 – 10 классах». Их сын – Канин Павел Евгеньевич – учитель физики, 5 лет получал Международную премию «Соросовский грант», лауреат фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих учёных», входил в число 400 лучших учителей математики и физики России. Всего  в династическом дереве Каниных – Решетниковых  15 учителей.  Родоначальниками по праву считаются родители: Канин Степан Яковлевич и Канина (Уваровская) Капитолина Николаевна; Решетников Михаил Фёдорович и Решетникова Параскева Гавриловна. От них наследовались и прекрасные природные данные, и способности, и нравственные устои. Презентация сопровождалась показом слайдов, фрагментами телевизионных сюжетов,  музыкальными подарками студентов – математиков и видео – фильмом студентов – историков, цветами, теплыми словами признания  родных, коллег и друзей. Сюрпризом для собравшихся стал восьмой том музейного издания «Труды музея истории народного образования» с автобиографическими записками Е.С. Канина «От рядового солдата до профессора». В народе говорят: «Начало дороже работы». Первая презентация проекта – хороший старт для воплощения благородных замыслов организаторов проекта: Департамента образования Кировской области, ВятГГУ, КИПКиПРО, НП «Научно – информационный центр общественной и профессиональной экспертизы «непрерывное образование», Областного музея истории народного образования» структурного подразделения КОГОБУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий».

 

Педагогические династии ВятГГУ

 

Педагогические династии Западного округа 

Педагогические династии юго-западного и северного округов

Педагогические династии юго-восточного округа

   Педагогические династии восточного округа 

 Педагогические династии центрального округа

  День памяти Учителя

"Ребята с нашего двора"

 

Таково название традиционной встречи в музее учеников А.Н.Тепляшиной. Как известно двор, дворовая компания в жизни довоенной и во время войны играл в их жизни особую роль. Двор между домами с тополями, ясенями, яблонями, черёмухой, традиционными турником, качелью, дровениками... Дети учились в разных классах  и жили в соседних дворах. Играли все вместе. Старшие опекали младших. В играх про шпионов и пограничников, прятки, царя Соломона и другие, у всех было своё место. Всё лето бегали босиком, лазили по сараям и дровеникам. Зимой катались на коньках - снегурках, прыгали в сугробы с крыш сараев... Играли в Тимура, Женьку, связных командиров тимуровской. Донесения писали на листочках сирени. Во дворе дети ставили спектакли, концерты. Младшие обожали старших, старались во всём им подражать. Здесь завязывалась крепкая дружба. Своими воспоминаниями "Тепляшинцы" пополнили архив музея.

Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz